Прокуратура Кольского района Мурманской области разъясняет
Прокуратура Кольского района Мурманской области разъясняет
- 1. Прокурор разъясняет новое в законодательстве об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии
С 20.07.2020 вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2020 № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции».
Положения данного Закона распространяются на должников – юридических лиц, должников – индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (за исключением должников, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников – физических лиц).
Закон применяется к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года, за исключением отдельных случаев.
В частности, предусмотрено, что в отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику транспортных средств.
Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники – юридические лица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).
- 2. Прокурор разъясняет изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» .
В соответствии с принятыми поправками, с 1 июня 2020 года взыскание по исполнительным листам не может быть обращено на денежные выплаты социального характера.
Речь идет о средствах, выделенных гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинён вред различной степени тяжести.
Лица, выплачивающие гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения и/или на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», обязаны указывать в расчётных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчётных документах будет устанавливать Банк России.
Кроме того, закреплена обязанность должника предоставлять документы, подтверждающие наличие у него денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание. Установлена обязанность банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания.
Предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и/или иные доходы путём их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчётном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
3. Прокуратура разъясняет: В рамках мер по противодействию распространения инфекции коронавируса внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях
В рамках мер по противодействию распространения инфекции коронавируса 31.03.2020 Федеральным Собранием Российской Федерации принят комплекс законов о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях.
Новыми нормами, призванными обеспечить соблюдение правил карантина, дополнена статья 6.3 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание за нарушение санитарных и гигиенических правил, выразившихся как в действии, так и в бездействии, но совершенное в период режима чрезвычайной ситуации, когда существует опасность для окружающих. К режиму чрезвычайной ситуации приравнивается и карантин, то есть, период введения ограничительных мер. Этой же нормой предусмотрено наказание за невыполнение предписаний (постановлений) органов санитарно-эпидемиологического надзора.
Совершение перечисленных деяний влекут наложение штрафа от 15 тыс. до 40 тыс. рублей для граждан, от 50 тыс. до 150 тыс. рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, от 200 тыс. до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
Кроме того, в качестве наказания для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрено приостановление их деятельности до 90 суток. Если указанные деяния повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но не содержат уголовно-наказуемого деяния, граждане будут наказываться штрафом в размере от 150 тыс. до 300 тыс. рублей, должностные лица – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет, индивидуальные предприниматели и юридические лица – штрафом от 500 тыс. до 1 млн. рублей или приостановлением деятельности до 90 суток.
Протоколы о перечисленных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица Роспотребнадзора и органов внутренних дел, рассматривать такие дела уполномочен суд.
Кроме того, статья 13.15. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополнена нормами об ответственности юридических лиц за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. За совершение таких действий предусмотрен штраф от 1,5 млн. до 3 млн. рублей.
Если распространение недостоверной информации повлекло смерть, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то штраф составит от 3 млн. до 5 млн. рублей. Перечисленные, а также иные изменения федерального законодательства, предусматривающие меры по противодействию распространения инфекции коронавируса.
4. Прокуратура разъясняет:
Согласно статье 67 федерального закона «Об исполнительном производстве» Судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе следующих требований:
1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей;
2) требований неимущественного характера (обязанность должника совершить определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий, не связанных с передачей денежных сумм или иного имущества. Например: требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения; требования о выселении; требования о вселении взыскателя);
3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30000 рублей и более. Наличие информации в базе ФССП России свидетельствует о возбужденном исполнительном производстве, в рамках которого может быть вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации. Уточнить информацию о наличии ограничения права на выезд из Российской Федерации можно на интернет-ресурсе ФССП России (fssprus.ru).
Стоит заблаговременно решить вопрос об отмене ограничения на выезд, поскольку поручение об отмене действующего запрета не поступает одновременно с оплатой задолженности.
5. Прокурор Кольского района информирует о случаях изменения условий муниципального контракта.
По общему правилу изменять условия контракта при его заключении и исполнении недопустимо (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, установленные в статьях 34 и 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
Действующей редакцией Федерального закона № 44-ФЗ расширен перечень случаев, когда допускается по соглашению сторон изменять существенные условия государственных и муниципальных контрактов при их исполнении.
Так, в 2020 году по соглашению сторон возможно изменить контракт, если в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также в случаях, которые устанавливает Правительство Российской Федерации, возникли обстоятельства, не зависящие от сторон и влекущие невозможность его исполнить. Можно изменить срок исполнения контракта, и (или) его цену, и (или) цену единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ), размер аванса (если контрактом предусмотрена его выплата). Для изменения размера аванса не нужно письменное обоснование, основанное на решении Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (при закупках для федеральных, региональных, муниципальных нужд соответственно) (часть 65 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ). Однако эта норма не применяется к закупкам, осуществляемым на основании части 4.1 статьи 15 данного Федерального закона (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2020 № 24-01-07/48634).
При исполнении контракта его изменение возможно в случаях: изменение существенных условий контракта в соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ; осуществление поставки товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте (часть 7 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ). Является ли предлагаемый товар (работа, услуга) улучшенным по сравнению с предусмотренным в контракте, заказчик решает самостоятельно (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.2019 № 24-03-07/97747);изменение сторон контракта (части 5, 6 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ).
При этом, если контракт заключен в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства, входящих в специальные перечни, утверждаемые уполномоченными органами, то нужно учитывать особенности проведения закупок и исполнения контрактов, установленные частями 56 - 63 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ. Изменить существенные условия такого контракта на стадии его исполнения можно в случаях, указанных в части 62 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ. Порядок изменения цены контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ, утвержден Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (части 55, 59 статьи 112).
Изменение сторонами условий контракта в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Признаки указанного административного правонарушения могут усматриваться в действиях как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя).
Если неправомерное изменение контракта повлекло дополнительное расходование средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ либо уменьшение количества поставляемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), действия виновных сторон образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32 КоАП РФ. В этом случае на должностное лицо, юридическое лицо может быть наложен административный штраф в двукратном размере дополнительно израсходованных средств соответствующего бюджета или цены товаров (работ, услуг), количество (объем) которых было уменьшено.
Кроме того, дополнительное соглашение об изменении условий контракта, заключенное с нарушениями законодательства, может быть признано недействительной сделкой и расторгнуто в судебном порядке.
6. Прокурор Кольского района информирует об ответственности за нарушение законодательства о недропользовании.
В соответствии со ст. 23 Закона РФ № 2395-1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-I «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно ст.11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Статьей 9 Закона о недрах предусмотрено, что права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 49 Закона РФ «О недрах» установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный ими вред.
Статьей 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения при использовании недр.
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ).
Вместе с тем, ст.ст. 171 и 255 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушения законодательства о недропользовании:
Так, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 1 ст. 171 УК РФ).
7. Прокурор Кольского района информирует об установлении ответственности за гибель животных в результате ДТП.
Согласно ст. 28 Закона от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели объектов животного мира при эксплуатации транспортных средств.
Кроме того, ст. 56 Закона «О животном мире» предусмотрено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытком, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды, лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.
Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
8. Прокурор Кольского района информирует о правилах признания гражданина безвестно отсутствующим.
Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается указанное заявление. Заинтересованными лицами могут быть, например, супруги безвестно отсутствующего, лица, находившиеся на его иждивении.
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим необходимо указать для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим, а также изложить обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие лица.
Дела о признании лица безвестно отсутствующим рассматриваются районными судами по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица в порядке особого производства.
Указанная категория дел рассматривается с обязательным участием прокурора.
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы безвестно отсутствующего, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет:
1) передачу имущества безвестно отсутствующего гражданина лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им;
2) снятие безвестно отсутствующего с регистрационного учета по месту жительства;
3) расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению супруга безвестно отсутствующего независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей;
4) возможность усыновления ребенка безвестно отсутствующего без согласия последнего;
5) прекращение действия трудового договора с безвестно отсутствующим;
6) возникновение у нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего - кормильца права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также иных выплат и компенсаций.
9. Прокурор Кольского района информирует об обязанности работодателя вносить сведения в трудовую книжку осужденного, лишенного права занимать определенные должности.
Федеральным законом от 31.07.2020 № 268-ФЗ внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, согласно которым часть 2 статьи 34 УИК РФ дополнена пунктом «г», согласно которому, если лицо осуждено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то на организацию, в которой работает осужденный возлагается обязанность в случае увольнения такого осужденного работника из организации, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку (при наличии) запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.
Обязанность по внесению сведения о его трудовой деятельности в трудовую книжку осужденного возложена на администрацию организации, в которой работает осужденный.
Ранее на администрацию организации, в которой работал осужденный к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагались только обязанности не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания, а также в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
10. Прокурор Кольского района информирует об установлении особенностей исполнения и расторжения в 2020 и 2021 годах договоров о реализации туристических услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации 20.07.2020 № 1073 определены основания, порядок, сроки и условия возврата туристам (иным заказчикам) туристического продукта уплаченных денежных сумм или предоставление равнозначных услуг.
Установлено, что туроператор при исполнении в 2020 и 2021 годах договора обеспечивает предоставление туристского продукта, предусмотренного договором (равнозначного туристского продукта) в сроки, определяемые в дополнительном соглашении, но не позднее 31 декабря
В случае расторжения договора по требованию заказчика туроператор возвращает уплаченные денежные суммы, но не позднее 31 декабря 2021 года, кроме случаев, предусмотренных положением, а именно по требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, - в этом случае туроператор обязан возвратить денежные средства в течение 90 календарных дней с даты предъявления требования, но не позднее 31 декабря
Также установлено, что при расторжении договора по требованию заказчика туроператор, возвращая уплаченные денежные суммы заказчику, обязан уплатить проценты за пользование денежными средствами.
11. Прокурор Кольского района информирует о новых правилах противопожарного режима
Новые правила начнут действовать уже с 2021 года. В основном они не сильно отличаются от текущих, однако есть ряд изменений, к которым нужно подготовиться. Появились и новые разделы правил, например о том, как продавать и применять пиротехнику.
Правила дополнены разделами:
- применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения;
- применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях;
- порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов.
В инструкцию о мерах пожарной безопасности и фиксации проверок дополнительно потребуется включить информацию:
- порядок содержания путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю и т.д.);
- обязанности и действия работников при открытии и блокировании в открытом состоянии устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (турникеты, вращающиеся двери и т.п.);
- сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.
Новые правила предусматривают ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. Большинство проверочных мероприятий, которые сейчас требуют составления акта или протокола, придется дополнительно фиксировать в этом журнале.
Средства противопожарной защиты.
После окончания гарантированного срока эксплуатации покрытия можно не проводить повторную огнезащитную обработку, а провести испытания или обосновать расчетно-аналитическими методами, что обработанные конструкции и оборудование отвечают требованиям пожарной безопасности.
Правообладатель объекта защиты должен ежегодно и вплоть до замены проводить испытания средств пожарной безопасности и пожаротушения, отслуживших свой срок, если изготовитель не сообщил о возможности дальнейшего использования таких средств.
Указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения должны иметь светоотражающую поверхность либо снабжаться электричеством и работать как минимум в ночное время.
Поменяются нормы обеспечения огнетушителями. Так, помещения категорий А, Б, В1–В4, в которых может возникнуть пожар класса Е, потребуется обеспечить устройствами с рангом тушения (55В, С, Е). Все огнетушители должны быть безопасны для людей и имущества.
Передвижными огнетушителями не потребуется оснащать здания и сооружения категории Д.
Огнетушители должны крепиться на высоте не более 1,5 метров до верха их корпуса. Текущие правила не уточняют, как считается это расстояние.
Раз в год нужно будет проверять целостность покрывал для изоляции очага возгорания и делать об этом отметку в журнале.
Использование подвальных и цокольных этажей
Запрещено использовать подвальные и цокольные этажи для следующих целей:
- размещение производственных участков и мастерских;
- хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- организация детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий). Исключение — случай, когда такое размещение предусмотрено проектной документацией.
Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей. Такое же требование введут для чердачных помещений и технических этажей.
Объекты с массовым пребыванием людей
Если нет норматива, определяющего максимально допустимое количество людей в помещении, нужно исходить из расчета не более 1 человека на 1 кв. м.
На учениях придется отрабатывать эвакуацию не только персонала, но и посетителей.
Объекты с массовым пребыванием людей должны оснащаться ручными электрическими фонарями, а также СИЗ органов дыхания и зрения по тем же нормативам, что и объекты с круглосуточным пребыванием людей, — не менее 1 фонаря и 1 СИЗ на одного дежурного. Целостность СИЗ должна проверяться ежегодно.
Котельные, встроенные в здания объектов с массовым пребыванием людей или пристроенные к таким зданиям, не допускается переводить с твердого топлива на жидкое или газообразное.
Нельзя отключать системы противопожарной защиты для обслуживания или ремонта, если в то же время проводятся мероприятия с массовым пребыванием людей.
Организации торговли
Организации торговли могут размещать торговые и игровые автоматы на путях эвакуации, если при этом не уменьшается нормативная ширина таких путей.
Медицинские организации
Каждый работник дежурной смены должен иметь СИЗ дыхания и зрения.
Расстояние между кроватями в больничных палатах должно быть не менее 0,8 м, а ширина центрального основного прохода — не менее 1,2 м. Стулья, тумбочки и другая мебель не должны загромождать эвакуационные пути и выходы, уменьшая ширину путей эвакуации.
В палатах нельзя группировать более двух кроватей.
АЗС
В новых правилах есть нюансы противопожарного режима на автоматических (безоператорных) АЗС. Установлено, что на таких АЗС мероприятия, которые проводятся при возникновении пожароопасной ситуации или пожара, должны осуществляться в автоматическом режиме или дистанционно.
На всех АЗС запрещается заправлять топливо в канистры и другую тару, в процессе наполнения которой может возникнуть искра.
Строительные работы
У въезда на территорию стройплощадок должны размещаться схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.
По окончании рабочей смены запрещено оставлять внутри